Фев 052012
 

Похоже, эта статистика может вызвать самые неоднозначные реакции.

Только за январь месяц, один из ключевых мировых экономических индикаторов обвалился на 61%. Речь идет о Baltic Dry Index (далее ‘BDI’) — индекс глобальных грузоперевозок, определяемый Лондонской Балтийской Биржей (Baltic Exchange).

   Что означает этот индекс? Следует ли нам волноваться по причине такого его падения?

BDI — является ключевым барометром отражающим глобальную деятельность перевозок сухого груза, и ежедневно публикуется на Лондонской Балтийской Бирже, которая является глобальным лидирующим рынком, на котором продаются и покупаются договора на морскую перевозку грузов (т. е. фрахт).

BDI – включает 26 главных судоходных маршрутов и определяет стоимость места на судне (т.е фрахтовой ставки) так называемых перевозчиков насыпного груза. Они обычно перевозят сырьевые материалы такие как сталь, железная руда, уголь, лесоматериалы и зерно.

Рост индекса BDI показывает увеличение стоимости морской перевозки, в следствие повышенного спроса на место на судне для перевозки сырьевых материалов. Постоянно увеличивающиеся объемы перевозок сырьевых материалов могут свидетельствовать о том, что производители наблюдают повышенный спрос на готовую продукцию и соответственно планируют производить больше.

Именно это и делает индекс BDI ключевым и ведущим экономическим показателем. Повышение стоимости грузоперевозки может показывать (даже до появления официальной статистики), что деятельность производства улучшается.

С другой стороны, падение индекса BDI — может говорить о мировом   падении спроса на перевозку грузов, и следовательно, на сырьевые материалы. А это, в свою очередь, говорит о том, что в мировой экономике (вот-вот) начнется замедление или спад.

2012 год уже показал картину гораздо хуже, чем просто замедление экономики. Индекс BDI, в течение одного месяца, как показывает график — просто рухнул.

Уже в этом году стоимость перевозки на таких судах резко упала на 75%

По данным Ассоциации Торгового флота — до 90 % всех товаров (грузов) доставляется морем.

Означает ли это, что мировая экономика вот-вот рухнет? Если мы копнем еще глубже в детали, картина может представиться еще более безрадостной.

 

 

 

Плохие новости для владельцев сухогрузов

Анализ будет не таким простым. Во первых, индекс — BDI может быть крайне непостоянным — даже более чем экономика в целом. Предыдущие падения этого индекса не всегда приводили к повторению Экономического Кризиса.

Это происходит потому что индекс BDI не только отражает спрос на транспорт, но он также говорит и о предложении транспорта. Как мы уже знаем, BDI измеряет стоимость аренды места на сухогрузе. Итак, если мы удвоим количество судов, в то время как спрос на сырьевые материалы остается постоянным, статическим, тогда стоимость транспорта, и соответственно BDI,  понизились бы (теоретически) вдвое.

Однако, существует факт, что на сегодня во всем мире слишком много судов.

До 2008г., когда экономика казалась процветающей, использовалось 100% сухогрузов и танкеров флота Capesize, и собственники судов, (будучи в состоянии повышенной возбудимости) решив, что такая тенденция роста будет продолжаться еще (как минимум) несколько лет, тут же разметили множество заказов на изготовление новых судов, тем самым увеличив их количество на 50-60%.

Сухогрузы Capesize — самые большие суда, используемые, в основном, для перевозки железной руды и угля в Китай. (Длина судна 470 м. и ширина 60 м.) Чтобы осуществлять переход между океанами, такие суда должны проходить либо мыс Доброй Надежды, либо Суэцкий канал или мыс Горн. Именно рост экономики Китая и его спрос на сырьевые материалы увеличил грузопотоки, и соответственно, заказы на такие суда.

«Наибольшая проблема заключается в том, что флот продолжает расширятся так, как будто бы «завтра» вообще не будет. И такой дисбаланс спроса и предложения только увеличивается»

«Fearnley» судоходное агентство, Австралия.

По данным исследования Macquarie Group — Большая часть этих судов уже изготовлена и готова к сдаче в аренду, а также дополнительное количество сухогрузов — примерно 23% от существующего флота будет поставлено в этом году. «Вопреки скромному росту  объема торговли — такой объем производства судов — слишком большой»

Иными словами, это не сюрприз, что индекс BDI откатился назад. По данным Credit Suisse, прекращение (отсрочка) завышенного предложения сухогрузов не ожидается вплоть до 2013г. И даже тогда, существующий флот будет расти на 9% по мере поступления новых судов. Такой объем сухогрузов рынок вряд ли проглотит.

Следует ли нам «расслабиться» по этому поводу?

Понятно, что это плохие новости для судовладельцев, но нам, все же, расслабляться не следует. Проблема в том, что только наличия такого сверх-необходимого количества сухогрузов недостаточно чтобы объяснить такое падение. По данным издания Wall Street Daily – индекс тарифов на контейнерные суда (которые доставляют готовую продукцию) также обвалился, при том, что предложение на контейнерные суда оставалось почти неизменным за последние 6 месяцев.

Тем временем, Ник Булман (управляющий партнер «Check Risks») сказал Financial News:

«это падение индекса BDI похоже на то, которое мы видели перед началом кризисов поздних 1970х и ранних 1990х — но данное падение уж слишком крутое» …»и это сигнализирует, что экономика замедляется гораздо быстрее, чем люди думают»

Почему? Все стрелки указывают на Китай, который является самым огромным импортером сырьевых материалов, объемы импорта которых начинает заметно снижаться.

Как это может отразится на экономике Украины?

По данным наших коллег из международных транспортно-логистических компаний объемы экспортных перевозок существенно снизились. И это связано не только с уменьшением спроса китайской промышленности на наше сырье, но также и с обострением кризиса в еврозоне, экспортные операции с которой составляют около трети всего экспорта Украины.

Старший экономист Банка ЕБРР (по странам Восточной Европы) А. Пивоварский сообщил в интервью газете «Коммерсант Украина»:

«ухудшение ВВП Украины с ранее прогнозируемых 5% до 3,5 % — связано как с ухудшением внешнего спроса на металл (экспортом) так и со сложностями в финансовом секторе»

Агентство Moody’s также прогнозирует снижение Украинского ВВП до 3%.

«Экономический рост в 2012 будет зависеть от:

  • внешнего спроса на Украинские товары (особенно сырьевые — металл, руда)
  • а также увеличения внутреннего спроса»

‘Украина слишком зависит от глобальной экономики’ —  подчеркнул г-н Нестман, аналитик Moody’s

Раннее, в декабре 2011г. Moody’s ухудшило прогноз долгосрочного рейтинга Украины со стабильного на негативный. Также в ноябре  подтвердила негативный прогноз по банковской системе. (хотя г-н Азаров на своей странице facebook утверждает обратное, т. к. лично у него:

«…есть все основания доверять нашей банковской системе»

Мировой Банк также ухудшил прогноз развития Украинской экономики на 2012 г. с 5% до 2,5%, тем самым предупредив Киев, что ему нужно ускорить проведение реформ (в то время как г-н Янукович прогнозирует рост ВВП до 6%).

Похоже что такая ситуация наблюдается не только с экспортом промышленного сырья, а также и с продовольственными товарами.

Будучи сырьевой державой, экономически зависящей от объемов экспорта (по которому прогнозы выглядят негативными), Украина может надеяться только на увеличение потребления внутри страны, что также видится маловероятным, по причине ограниченных финансовых возможностей населения и рынков сбыта.

Единственный шанс сбалансировать финансовое положение страны — это получение очередного транша кредита от МВФ, что тоже маловероятно, т. к. до проведения выборов в октябре 2012, Украине кредит вряд ли предоставят.

В статье были использованы материалы:

  • Maritime News – http://maritimenews.com/
  • Bloomberg  — http://www.bloomberg.com
  • The Baltic Dry Index, 2000-2012  http://www.bloomberg.com/apps/cbuilder?ticker1=BDIY%3AIND
  • 24Gold  — http://www.24hgold.com
  • Macquarie Group — http://www.macquarie.com.au
  • Wall Street Journal — http://europe.wsj.com
  • Agency  ‘Fearnley’ — www.fearnleys.com
  • Check Risks — http://www.check-risk.com
  • Credit Suisse — https://www.credit-suisse.com
  • Baltic Exchange — www.balticexchange.com
  • Коммерсант — http://www.kommersant.ua
  • Госслужба Статистики Украины — http://ukrstat.org/
  • Металл Украины — http://ukrmet.dp.ua
  • Moody’s — www.moodys.com

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)