Дек 042012
 

Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

Вводная

На первый взгляд, маркетинг и реклама никоим образом не связаны с Личными Финансами (ЛФ). Под понятием ЛФ принято понимать нечто связанное с бюджетированием, подбором финансовых инструментов, управлением денежными потоками, инвестициями и т.п., а психологию социального поведения, обычно, не принимают в расчет, за что и платят большие (и непредвиденные) проценты.

Мы считаем, что перед тем, как приступать к планированию или инвестированию, сначала нужно достать из чулана всех своих психологических «скелетов» и как следует с ними разобраться.

И начнем мы эти «разборки» с рекламы, а точнее, с ее жертв.

Жертва Рекламы

В рассказе Эмиля Золя (1840—1902г) «Жертва Рекламы» очень удачно описывается сегодняшний обыватель. Не смотря на то, что рассказ был написан более 100 лет тому назад, тема эта актуальна и сегодня.

В рассказе говорится о мальчике Пьере Ландри, которого кормилица (няня) учила читать, заставляя его разбирать по слогам рекламные вывески и объявления. Когда Пьер подрос, и стал слоняться по улицам, он прямо, влюблялся в рекламы, на которых огромными причудливыми буквами было так много написано.

Его отец, чулочник, удалившийся от дел, завершил образование сына, каждый вечер он предоставлял ему последнюю страницу газеты, — считается ведь, что детям легче всего читать объявления, так как они печатаются крупным шрифтом.

После смерти отца, который оставил ему крупное состояние, Пьер принял решения впредь жить только для самого себя, пользуясь всеми возможными благами прогресса и цивилизации.

Его отец немало потрудился, он же будет теперь отдыхать среди несказанных радостей золотого века, которые сулят ему последние страницы газет и бесчисленные рекламы, расклеенные по всему городу.

«Наш век — великий век, думал он, — век познания и благоденствия. Нельзя себе представить ничего трогательнее людей посвятивших себя счастью человечества; они непрерывно изобретают чудеса, заботясь о том, чтобы жизнь стала спокойной и счастливой, и простирают свое попечение до того, что стремятся все блага жизни сделать для каждого доступными и каждому по карману.

Подумать только, эти благодетели берут на себя труд объявить нам, научить нас, где мы можем найти и по какой цене нам продадут все эти радости существования, начиная от самых мелких и кончая великими...

А есть ведь и такие (им прямо в ноги надо кланяться!) которые для нашего счастья готовы продавать товары себе в убыток. И уж никто из них не думает о выгоде — все они лезут вон из кожи только для того, чтобы человечество жило в спокойствии и благоденствии. План моей жизни предопределен. Мне остается только слепо принимать все благодеяния моего времени. Чтобы идти в ногу с прогрессом, достаточно читать утром и вечером рекламные объявления в газетах и аккуратно выполнять все, что посоветуют мне эти верховные руководители. Вот подлинная мудрость, единственно верный путь к счастью»...

С этого дня Пьер принял газетные и уличные рекламы за основной закон, которому он должен подчинить свое существование. Реклама стала для него непреложным путеводителем, направляла его во всех случаях жизни...

Сегодняшняя реклама часто базируется на манипуляциях псевдовыбора — это «выбор без выбора», например, когда непьющему человеку предлагают «джин с тоником» или «текилу с лаймом», и вопрос выбора — «пить или не пить», даже не стоит, он должен выбрать одно из двух.

Инструментов, влияющих на выбор потребителей, существует множество, и включают они в себя различные факторы, среди них: социальные и региональные, национальные и культурные, психологические и психические, возрастные и половые, религиозные и т.д.

Социальные нормы как инструмент маркетинговых манипуляций

Это достаточно сильная мотивация покупать и потреблять... Особенно для тех, у кого личные ценности базируются на внешних (демонстративных) факторах:

  • зависимость от оценки других людей
  • статус
  • престиж
  • потребности в повышенном внимании (быть в обществе и получать психологические поглаживания)
  • ...

Какие идеалы сейчас навязываются? Ты Мачо, иди и бери от жизни все!

  • Бери от жизни все — максимум!
  • Ты достоин иметь все — и именно сегодня!
  • Потребляй сегодня, а плати завтра
  • Ты — МАЧО!
  • Ты — Принцесса, ты достойна только лучшего! Все звезды только для тебя!

Значение «достойна/достоин только лучшего» маркетологи облекают все ту же форму псевдовыбора — выбор без выбора — либо ты будешь (по заранее нарисованному рекламному образцу) счастливой/счастливым, либо ты неудачница/неудачник! И какой выбор, при такой постановке вопроса, сделает ребенок?

Рожденные для того, чтобы покупать

«Сжатие возраста» — или как это называют некоторые маркетологи «дети взрослеют в юном возрасте»

Это неудивительно, что детям надоедают игрушки и детская одежда уже к 8 годам, учитывая то, что они подвергаются внешнему давлению практически с пеленок. В 3 года — они проходят подготовку к школе, а в 6 лет — уже общаются с компьютером «на ты». Вот поэтому те аксессуары и украшения, которые раньше маркетологи нацеливали на подростков (13-19 лет), теперь ориентированы на 9 летних.

Когда ребенок станет взрослым, его привычки и вкусы уже будут сформированы в соответствие с рекламой, которую он видел в детстве.

Marketing aimed at children

По мнению профессора Джеймса Макнила (James U. McNeal is professor of marketing at Texas A&M University), эксперта по детскому маркетингу, — «Фактически каждая индустрия потребительских услуг/товаров, от авиакомпаний до продавцов семян циннии, нацелена на детей.» Сегодня родители практически не в состоянии контролировать рекламное воздействие, обрушивающееся на их детей.

Мы уже говорили в предыдущих статьях о влиянии рекламы на детей и подростков, и о последствиях, для них и их родителей:

И поскольку эта тема очень связана с благополучием семьи в целом, мы будем ее развивать ее и в дальнейшем.

Влияние на (духовную и физическую) личность ребенка начинается не после рождения, а еще в момент зачатия... А со временем и генетика подстраивается под рыночные новшества и сформированную новую культуру

Культура — как двигатель потребления

Как формируется культурная среда и что она формирует?

Культурная среда формирует (или влияет на) духовную и физическую личность человека в период: от зачатия до вступления во взрослую жизнь.

Social Influence over children

Влияние новой культуры на человека (и его поколения) через его генетику

Важно понимать, что культура генетически не наследуется. Но генетика, при этом, со временем подстраивается к новой «навязанной» культуре.

Культура больше связана не с биологическими процессами, а скорее с социальными. Поэтому культура создает и определяет среду обитания человека, и соответственно, управляет людьми, влияет на выбор человека и его поведение.

Обратите внимание, насколько контрастно (за последние 20 лет) поменялась культура в некоторых сферах жизни человека:

  • питание (fast-foods, snacks)
  • культура время провождения (например: Fridays Clubs)
  • выбор одежды (гламур, имидж «юнисекс» — унификация мужской и женской одежды)
  • понятие жилье и его критерии (бизнес, эконом, социальное, Hi-tech)
  • религия (ее количество и виды)
  • социальные ритуалы и поведение в обществе
  • общение (в социальных сетях, тусовках)
  • технократическая культура- Гаджето-зависимость — люди стали невольниками созданной ими же техники

И какими темпами происходит замена ценностей, внедрение новой культуры (или ее частей) сегодня?

Для напаривания ненужного нам, маркетологи уже не ограничиваются просто призывами купить тот или иной продукт. Сегодня в арсенал маркетологов уже входят и биоэнергетические и физиологические рычаги манипулирования.

Что Выгодно для рынка здравоохранения: наличие больных или здоровых людей?

Ответ очевиден. Больше можно заработать тогда, когда люди болеют.

Стоит только вспомнить о недавних ''эпидемиях'' Свиного и Птичьего гриппа... Только в странах СНГ на одних лишь респираторных повязках, препарате Тамифлю и Оксолиновой мази, фармацевты заработали миллионы.

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)