Дек 092010
 

В одной из предыдущих статей в рубрике «Основы», мы предложили Вам задуматься над тем, что же такое эффективное управление личными финансами. Теперь хочется подробнее остановиться на каждом из заданных нами вопросов.

В этой статье мы начнем обсуждать знание и учет своих доходов и расходов. Это может показаться странным, но многие не имеют четкого представления ни о том, сколько они зарабатывают, ни о том, сколько, а главное, на что они тратят. Кроме того, очень многие считают это занятие совершенно пустой тратой времени. Мы, с одной стороны, постараемся Вас разубедить в ошибочности такого подхода, а с другой предоставим рекомендации, как лучше учитывать свои доходы и расходы.

Знание о своих доходах и расходах — одна из основ, на которых строится хороший личный финансовый план. В дополнение к этому, такое знание поможет Вам не тратить лишнего. Из собственной практики нам известно, что после наблюдения за доходами и расходами в течение двух (даже и одного) месяцев можно сэкономить около 12-15% общей суммы расходов. И это даже в том случае, когда подход к расходам был уже и так вдумчивым. А если к этому применить еще и творческих подход (мы еще будем говорить о дополнительных рецептах) — то и все 25%! Уверены, что небольшие усилия и затраты времени стоят (минимум) 12-15% дополнительного дохода (ведь сэкономленные расходы — это Ваш актив!).

Итак, в первую очередь нам нужно определится как именно можно учитывать свои доходы и расходы.

Для этого пригодится абсолютно все, что только удобно именно для Вас. Это может быть блокнот или тетрадка (многие называют это лист бумаги и карандаш 🙂 ), обычная электронная таблица (MS Excel, OpenOffice Calc или подобные им) либо специализированная программа (существует их огромное множество, некоторые совершенно бесплатны; небольшой их обзор мы представим в одной из последующих статей). Существуют также online-ресурсы, которые предлагают совершенно бесплатно пользоваться их услугами, но это предусматривает хранение всей Вашей информации на их серверах, что сложно назвать хорошим решением. По нашему мнению, предпочтительным, является использование специализированной программы, но выбор, конечно, за Вами.

Кроме этого, нужно некоторое количество дополнительной информации, которое в соединении с записями о Ваших доходах и расходах очень поможет и сейчас и в дальнейшем.

В случае с доходами никаких особенных классификаций и/или дополнительной информации вводить не нужно. Единственная наша рекомендация относительно доходов состоит в том, чтобы отдельно учитывать (записывать) доход, получаемый от основной деятельности (например, заработная плата, премии, отпускные и т.п.) и другие виды дохода (такие как полученные проценты, инвестиционный доход и подобные).

В случае с расходами, дело обстоит сложнее (без паники, не намного!).

Подход, применяемый к целям управления личными финансами, применим и к расходам: нужно ввести градацию приоритетов. Это необходимо для того, чтобы можно было понять «проблемные места» своей структуры расходов, а также направления оптимизации расходов. Точно так же мы предлагаем не вводить тысячу и один приоритет, а ограничится тремя:

  • A — критичные
  • B — приоритетные или важные
  • C — все остальные

Таким образом, каждую свою затрату нужно определить по приоритетности и пометить в записях соответствующим образом.

Помимо этого, для затрат стоит предусмотреть группы или категории. Это делается в первую очередь для того, чтобы легче было ориентироваться в дальнейшем. Ведь гораздо проще иметь дело с десятком категорий, чем с несколькими сотнями записей, верно?

Первоначальный набор категорий не должен быть большим, самое большее, — 10-15, которые бы учитывали все основные направления Ваших затрат. Мы можем предложить следующие категории:

  • Жилье (все затраты, связанные с проживанием — аренда или квартплата, коммунальные затраты, телевидение и т.п.)
  • Питание (все затраты на питание, включая приобретенные продукты и обеды вне дома)
  • Связь (затраты на все виды связи: фиксированную, мобильную, интернет)
  • Транспорт (если собственный, то техобслуживание, горючее, парковки, если нет, то проезд на общественном и такси и т.п.)
  • Одежда
  • Образование (специализированные книги, диски, курсы и т.п)
  • Хозяйственные затраты
  • Здоровье (все затраты, которые связаны с поддержанием здоровья или лечением, занятия спортом и т.п.)
  • Финансовые (проценты по кредитам и т.п.)
  • Инвестиции (создание резерва, депозиты, накопительные и инвестиционные программы и т.п.)
  • Отдых
  • Развлечения (кино, театры, концерты, приобретенные кассеты, фильмы и т.п.)
  • Подарки
  • Непредвиденные
  • Прочие

В случае с приведенным набором категорий, рекомендуется, чтобы в состав непредвиденных и прочих попадало не более 5-10% от общей суммы затрат.

Список можно будет дополнять и расширять, но этого не стоит делать на первых порах. Главное, занятся таким учетом и по прошествии месяца-двух, проанализировать что и как потрачено. Это и будет хорошим подспорьем для дальнейшего продвижения в сторону эффективного управления личными финансами! И еще один момент. Очень рекомендуется заниматься этим регулярно. Кому как удобно, но из собственного опыта можно посоветовать записывать свои доходы и расходы каждый вечер/утро. Можно реже, если Вы обладаете хорошей памятью и/или записываете свои доходы/расходы раз в неделю общими цифрами.

P.S.: Не огорчайтесь, если не все свои расходы Вы сможете определить и классифицировать. Такой навык приходит со временем. Кроме того, если вначале Вы можете потратить массу времени на то, чтобы учитывать свои доходы и расходы, то со временем это будет занимать у Вас не более 2-3 минут в день, а то и еще меньше.

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)