«Казнить нельзя кастрировать», — где не поставь запятую, все равно получается как-то неловко…
Ну не смогли донести до простого «люда» все преимущества Налогового кодекса!
Единщикам (ФЛ СПД ) дали тайм-аут… при этом существенно сократили возможность нормального ведения бизнеса, а именно:
- сократили рынки сбыта продукции, товаров и услуг;
- запретили заниматься экспортно — импортными операциями, а это уже верный путь к повышению цен.
Уже начиная с 01 января 2011 г. Налоговый Кодекс де-юре окончательно перекрыл возможность юридическим лицам работать с ФЛ СПД, т. к. при покупке услуг/товаров у ФЛ СПД, юрлицо не будет иметь возможность отнести такие затраты на валовые (т. е. такие затраты не уменьшат налогооблагаемую прибыль, что ведет к увеличению налоговых отчислений). Юрлицам попросту становится экономически невыгодно работать с единщиками.
Отменят ли единый налог? И когда это может случиться?
Вероятнее всего, тайм-аут продлиться в аккурат до парламентских выборов, которые состоятся в 2012 году. Сейчас правительству политически невыгодно применять крайне драконовские меры. Хотя, те меры, которые «наши лидеры» уже успели внедрить на уровне законов, такие как: увеличение пенсионного возраста; принятие Налогового кодекса; фактически принятые Трудовой и Жилищно-коммунальный кодексы; довольно скоро проявят свои «благоприятные» последствия и мы сможем ощутить их на себе в полной мере…
Что происходит сейчас
Существенная часть продовольственной продукции реализуется на торговых ранках, а продавцами (в 99% из всех торгующих) являются физические лица — предприниматели, плательщики, единого налога, за счет чего цены (пока еще) остаются «лояльными».
А что влияет на цену товара при прочих равных условиях? Конечно же, издержки, т.е. все затраты на его приобретение, реализацию и ведение бизнеса в целом.
Например,
- Цена закупки товара
- Аренда торгового помещения
- Санэпидемстанция
- Пожарники
- Зарплата продавцов
- Единый налог
- Взнос в пенсионный фонд
Это приблизительно те затраты, которые ФЛП переносит на конечную стоимость товара.
А что произойдет когда ФЛП (импортирующие и в дальнейшем реализующие потребительские товары/продукты на рынках Украины) согласно новому налоговому кодексу, обязаны будут перейти на общую систему налогообложения?
Давайте попробуем это прикинуть.
Итак, ко всем вышеперечисленным издержкам/затратам (за вычетом единого налога) добавляются еще «воз и маленькая тележка», состоящие из:
- НДС — 20%
- Налога на прибыль (считается примерно так: доход-затраты=прибыль-25%=чистая прибыль) — 25%
- Налогов, связанных с выплатой заработной платы (ПФ, Соцстрах, Безработица): 37%
- НДФЛ — 15%
Вдобавок к налоговой нагрузке, добавим еще и ведение бухгалтерского учета, который для большинства предпринимателей является синонимом «китайской грамоты», а это ведет еще к дополнительным затратам на бухгалтерские услуги.
А также пресловутый налог т. н. «административная мзда» или «хабар», на «рідній мові» или «корупційний податок» — который еще никто не отменял…
А теперь попробуем понять, что ФЛП привык (будучи на едином налоге) получать чистую прибыль в размере, скажем, 10 000 грн. (это за вычетом всех затрат и налогов). И даже тогда, когда ФЛП совсем непринужденно (в весьма принужденной форме :-)) переведут на общую систему налогообложения, он по прежнему будет стремится получать чистую прибыть не менее прежней. Но, имеется одно маленькое «НО»… для того, чтобы ФЛП смог находиться на уровне прежней рентабельности, он будет вынужден перенести дополнительную налоговую нагрузку на стоимость товара… И что мы тогда получим? –Опять масло подорожало!..
Кроме того, на цену товаров также существенно влияет:
- инфляция (смотреть ставки инфляции на 30.11.2010);
- стоимость привлечения денежных средств для осуществления бизнеса (ставка кредитования или ссудный процент).
Разумеется, аргументация у «законотворителей» — просто железная. Наши приоритеты — это восстановление реального сектора и создание благоприятного инвестиционного климата и т.д… Но вот если попробовать все это изложить иными (т.е. честными) словами, то: «Мы должны привести наше налоговое законодательство в соответствие с нормами/требованиями МВФ, иначе не видать нам очередного транша, а это ни много-нимало, а 1 600 000 000 долларов…» Договоренность — есть договоренность, как не крути…
Несмотря на то, что единщиков пока оставили (условно) в покое, новый список полномочий налоговиков в отношении административного ареста имущества и (заранее запланированных) внеплановых проверок несомненно усложнит жизнь ФЛП. Г-н Азаров утверждает, что (дословно) «…в проекте Налогового кодекса правила изменены в пользу плательщиков налогов» и дальше цитирует все эти преимущества:
- процедура подачи налоговой отчетности (подать лично, либо отправить почтой или в электронном виде);
- НК предусмотрено осуществление исключительно судебного контроля за действиями налоговиков.
Именно с этого места и начинается один из самых «пикантных» моментов НК. Г-н Азаров (крайне эмоционально и с неким негодованием) цитировал выжимки из НК касающиеся административного ареста имущества. Он утверждал, что НК предусматривает исключительно судебный контроль над всеми действиями налоговиков (просмотреть видео с заседания Кабмина от 01.12.2010 можно здесь)
Что же написано в самом проекте НК?
В ст. 94 НК п. 94.4. говорится: Арест имущества может быть наложен органом налоговой службы на любое имущество плательщика налогов, кроме имущества:
- к которому (в соответствии с законом) не может быть применено взыскание;
- и денежных средств.
В п. 94.6 руководитель отдела гос. налоговой службы при наличии одной причин, (описанных в п. 94.2 НК), принимает решение о применении ареста имущества плательщика налогов.
В п. 94.6.2. арест средств на счете плательщика налогов осуществляется исключительно на основании решения суда.
В п. 94.10 арест на имущество может быть наложен сроком до 96 часов с момента подписания соответствующего решения руководителем органа налоговой службы (или его заместителя).
Бесспорно, чтобы продлить время админареста на срок более 96 часов, налоговики будут вынуждены получить разрешения суда. Но даже этих 4 дней будет вполне достаточно, чтобы навредить предпринимателям и принести им убытки.
В данной ситуации (а это касается НК и последних законодательных реформ в целом) правительство активно использует законодательную и юридическую неграмотность населения. Если внимательно послушать/почитать отдельные высказывания предпринимателей и простых граждан, то две трети из них в принципе не понимают о чем сами говорят, опираясь только на чьи—либо слова, слухи и короткие заметки в интернете на данную тему. Иными словами, кодекс они не читали, и, возможно, даже не видели. А ведь незнание закона еще никогда и никого не освобождало от ответственности (криминальной, уголовной, административной и пр.)…
Не зная свои права и обязанности, люди осознанно и по своей воле, отдают право распоряжаться и манипулировать своим благосостоянием «власть имущим»…