Авг 302012
 

В большинстве экономически развитых странах, малый и средний бизнес составляют основу экономики, и, по идее, должен бы быть таковой основой и в Украине, но это только по идее…

Рейтинг Мирового Банка, который включает 183 страны, утверждает, что по удобству ведения бизнеса Украина занимает 152 место (в 2011г. было 149 место), а по оплате налогов — 181 место.

Общий объем Малого бизнеса в ВВП страны

По мнению налоговой и статистической службы — малый бизнес в Украине составляет 93,7% от общего объёма бизнеса. При этом, часть малого бизнеса в ВВП не превышает 15%.

Для сравнения, в Польше или Франции часть малого бизнеса в ВВП — более 60%, в Японии более — 70%.

Критерии к определению малого бизнеса

Страна Категория компании Количество сотрудников Годовой оборот

Евросоюз

  

Средняя < 250 < 50 млн. Евро
Маленькая < 50 < 10 млн. Евро
Микро < 10 < 2 млн. Евро.

Украина

  

Средняя < 250 < 50 млн. Евро
Маленькая < 50 < 10 млн. Евро
Микро < 10 < 2 млн. Евро.

США

Малый и средний бизнес < 500 < 7 млн. долларов (кроме ИТ и сельхоз сектора) < 25 млн. долларов — ИТ сектор < 250 тыс. долларов — сельхоз сектор

А являются ли малые компании в Украине таковыми?

Почему при таком сравнительно большом количестве компаний, которые можно отнести к малому бизнесу, они вносят столь незначительный вклад в ВВП страны?

Дело не только в том, что прибыль компаний выводится в офшоры, но и в том, что большая часть компаний, формально подпадающих под определение «малый или средний бизнес», входят с состав различных украинских холдингов. И коль скоро они являются частями крупных холдингов, то их вклад в ВВП некорректно учитывать как вклад малого бизнеса.

При этом, и возникающие проблемы, и методы их решения у таких компаний существенно отличаются от компаний, которые работают сами по себе…

Например, если у компании проблема с ликвидностью (т. е. испытывает недостаток оборотных денежных средств) то обычная компания идет в банк, и за неприлично большой процент (может быть!) получит деньги, что негативно повлияет и на прибыль копании и на стоимость ее продукта.

В случае же с холдинговыми компаниями, такие ситуации решаются проще. Например, компания испытывающая трудности с денежным потоком, может получить финансовую материальную помощь от других компаний холдинга, или кредит по низкой процентной ставке в банке, входящим в состав холдинга. В Украине такая система работает превосходно.

Сравнение отношения к малому и среднему бизнесу

У них У нас
В результате глобального финансового кризиса в 2008-2009г, в Китае, США и Евросоюзе уделяется повышенное внимание развитию малого бизнеса, и его роли в создании новых рабочих мест и улучшении экономики . У нас, в последствии финансового кризиса 2008-2009г, были проведены налоговые реформы, которые были призваны «слить» малый бизнес в угоду крупным корпорациям, за счет которых планировалось стабилизировать экономику и минимизировать безработицу…

Удобство и простота ведения бизнеса по рейтингу Мирового Банка

рейтинг стран: США — 4 место,  Евросоюз — от 5 до 30 Украина — 152 место

Процент малого и среднего бизнеса в экономике страны

В Евросоюзе малый и средний бизнес составляет 99% всего бизнеса. (а точнее, 9 из 10 компаний являются Микро-компаниями, с количеством сотрудников менее 10)

Обеспечивают 2 из 3х новых рабочих мест для частного сектора.

Составляют более 60% ВВП Евросоюза

В Украине, формально, к малому бизнесу можно отнести 93,7 % компаний, но их вклад в ВВП составляет менее 15% В Украине более 80% маленьких компаний существуют не более 1-2 лет, по причине неблагоприятной среды для ведения бизнеса. Что только говорит от том, что для экономики Украины малый бизнес (в отличие от Европы и Запада) не является движущей силой.
В США малый и средний бизнес составляет более 27 млн. маленьких компаний — 99,7% всех компаний США, из них 6 млн. компаний обеспечивают работой более 65% всего частного сектора. В США именно малый бизнес делает основной вклад в экономику и в разработку инновационных технологий.Составляют более 50% ВВП США

Основной просчет украинской власти состоит в том, что все действия и проведенные реформы за последние 2 года были направлены исключительно на развитие большого бизнеса — сырьевая и горнодобывающая промышленность. Основной акцент был сделан на увеличении экспорта сырья в Еврозону и Китай. Но ситуация оказалась не в пользу Украины. В Китае темпы развития экономики неуклонно снижаются, и вместе с ними снижаются и потребности в украинских сырьевых товарах, что несомненно негативно повлияет на экономику Украины. И уже через год-два, этот просчет принесет свои дивиденды — существенное падение экономики, зашкаливающая инфляция и безработица, большой внешний госдолг и хронический бюджетный дефицит…

И только тогда, может быть, до Верховных конструкторов-реформаторов дойдет, что наверное зря они так основательно закопали малый бизнес, который де факто и де юре как в Европе так и на Западе является стержнем всей экономики — а это порядка 95-99% всех компаний.

Как «сливают» малый бизнес?

Для этого существует масса хороших и работающих инструментов, например:

Налоговый кодекс:

(Не) выдача свидетельства плательщика НДС — если при регистрации компании уставный капитал либо объем операций за последних 12 месяцев не превышают 300 000 грн, о свидетельстве можно и не думать. А отсутствие свидетельства плательщика НДС делает невозможным для такой компании работать с крупными предприятиями, заинтересованными во входящем НДС.

(Не) нахождение компании по адресу регистрации, т. е. юрадресу. Все мы понимаем, что юридический адрес нужен только для того, чтобы осуществлять определенные официальные действия — регистрация компании, открытие банковского счета и прочие, а физически бизнес может находится где угодно. Не менять же каждый раз юридический адрес, если компания вдруг собралась переехать в новый офис, либо решила вообще работать удаленно, т. е. через интернет.

Но как бы то ни было, не нахождение компании по !юридическому! адресу может послужить причиной лишения компании свидетельства НДС, а это мгновенно приведет компанию к существенной потере своей рыночной ниши, поскольку преференции даются только приближенным к кормушке…

Через судебную систему

Налоговая выигрывает 9 из 10 судебных дел. Только за январь — июль 2012г. налоговые юристы выиграли 42,5 тыс. дел на общую сумму 26,6 млрд. грн.

Податкові юристи виграють майже 92% судових процесів

За сім місяців поточного року податкові юристи виграли 42,5 тис. справ на загальну суму 26,6 млрд. гривень.

У ДПСУ підкреслюють, що нова стратегія претензійної роботи все ж таки віддає перевагу досудовим засобам вирішення спірних ситуацій. Зібрані докази відкриті для ознайомлення платникам, і кожний може переконатися, що оскарження зібраних матеріалів не має судової перспективи. Це підтверджується практикою – 9 з 10 процесів залишаються за податковою службою.

Загалом, протягом 7 місяців поточного року на розгляді у судах перебувало 120,1 тис. «податкових» справ на загальну суму 146,7 млрд. гривень. Порівняно з минулим роком кількість справ зменшилася на 14,5%, однак оскаржувані суми збільшилися на 20,5%.

Державна податкова служба України http://sts.gov.ua/media-tsentr/novini/67860.html

Мы привели только несколько инструментов из арсенала государственной политики.

Зачем государству нужно избавляться от малого бизнеса?

Наверное потому, что так проще управлять людьми. Большая часть малого бизнеса состоит из независимых предпринимателей, которые знают и бескомпромиссно отстаивают свои права. А разве государству такие нужны? Вряд ли. Такими особенно не по управляешь… Вот власть имущие и стараются превратить все больше и больше людей в зависимых и несамостоятельных, которые очень бы пригодились для работы на госпредприятиях и в компаниях родственных власти структур.

В Украине, на уровне нормативных актов (Хозяйственный Кодекс Украины), малый бизнес формально существует, но на практике же, выживает только тот малый бизнес, который является частью большого.


Используемый материал:

 Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)